Тестируем новинку — штурвал вместо руля у Lexus RZ 2023

103

Штурвал Lexus — выглядит, как новинка в дизайне, но технология, лежащая в ее основе, вполне может стать будущим рулевого управления.

 

Lexus RZ 2023 Штурвал вместо руля

Lexus RZ 2023 Штурвал вместо руля

 

Мы не были в восторге от перспективы наличия штурвала вместо обычного руля в новом автомобиле Lexus RZ 450e 2023 года. Виной тому реализация подобного эксперимента компанией Tesla, которая показалась нам раздражающей новинкой. Со стороны покупателей авто также было масса негативных отзывов. Но теперь, когда у нас появился шанс попробовать «штурвал» Lexus, мы гораздо больше воодушевлены перспективами. Мы не уверены, что штурвал должен полностью заменить традиционное рулевое колесо, но гениальная (в буквальном смысле) инженерная мысль, лежащая в его основе, вполне может показать нам будущее рулевого управления.

Больше, чем просто красивый дизайн руля

В отличие от Tesla, Lexus не просто изменил форму обычного рулевого колеса и назвал его хорошим. Вместо этого он создал новую электронную систему рулевого управления, которая, по крайней мере, в США будет называться Steer-by-Wire. (На других рынках она будет известна как One Motion Grip, но Lexus USA наложил вето на название OMG для американского рынка).

 

Lexus RZ 2023 Штурвал вместо руля

Lexus RZ 2023 Штурвал вместо руля

 

Суть изменений в том, что передача сигнала от рулевого управления на передние колеса полностью электронная, без физического соединения между колонкой и стойкой. Движение штурвала посылает сигналы на двигатель, который приводит в движение рулевую рейку, а второй двигатель, связанный с штурвалом, обеспечивает обратную связь и ощущения. Lexus заверил нас, что система рулевого управления имеет полный резерв с дублирующим контроллером, но нас успокоила надежность компании, чтобы поверить, что это работает безотказно.

Система One Motion Grip от Lexus значительно отличается от системы Direct Adaptive Steering от Infiniti, которая позволяет водителю выбирать различные коэффициенты поворота руля. Система Lexus не имеет выбираемых пользователем режимов, вместо этого она изменяет передаточное отношение рулевого управления в зависимости от условий. Скорость на выезде со стоянки требует большой фиксации руля, но незначительного движения рычага, в то время как более высокие скорости требуют меньшей реакции на заданные воздействия. Система настроена таким образом, что весь диапазон движения штурвала составляет всего 300 градусов от фиксации до фиксации, поэтому она работает там, где не работает система Tesla: движение от руки к руке не требуется (именно это действие вызвало нарекание водителей Tesla). Если вам нужна, скажем, полная левая блокировка, ваша правая рука никогда не повернется дальше положения «10 часов». Естественно, что такой большой угол поворота руля при столь малом участии рулевого управления был бы катастрофой на высоких скоростях, поэтому One Motion Grip должен мгновенно изменять передаточное отношение рулевого управления.

Рулевой штурвал Lexus RZ в сравнении с рулевым колесом

 

Мы провели тест-драйв RZ 450e с ранними прототипами европейской сборки, основной целью которого было испытать систему. Мы проехались друг за другом на двух RZ, один из которых был оснащен обычной механической системой рулевого управления и рулем, а другой — системой One Motion Grip и рулевым рычагом. Наша поездка включала быстрые круги по трассе, чтобы испытать технологию на скорости, а также автопробег в прогулочном темпе, чтобы опробовать ее поведение на низкой скорости, и управление на скользком покрытии, чтобы увидеть, как система работает при восстановлении после заноса.

 

Lexus RZ 2023

Lexus RZ 2023 Тест на трассе

 

Прежде чем мы поговорим о том, как он управляется, давайте поговорим о самом штурвале: он немного больше, чем у Tesla, и расположен немного под углом, чтобы (предположительно) обеспечить более естественное положение рук, хотя размер и форма штурвала означают, что положение “девять и три” — ваш единственный вариант. Рычаги поворотников и дворников расположены на задней стороне штурвала, так что они всегда находятся на под рукой. В отличие от обычных рычагов, сделаны обычными кнопками на рулевом колесе. Идея заключается в том, чтобы руки никогда не покидали руль.

Lexus One Motion Grip на скорости

Наш первый выезд был на скоростную трассу, и мы обнаружили, что система One Motion Grip удивительно интуитивна, по сравнению с обычным рулевым колесом, штурвал поворачивается гораздо меньше, но реакция руля предсказуема и прогрессивна, и не составило труда удержаться на точной линии поворота. Это удивительно, потому что управлять автомобилем с рулем, который вращается менее чем на пол-оборота относительно центра, просто странно. Наше время прохождения круга было быстрее на автомобиле с обычным рулевым колесом, что в значительной степени было связано с уровнем комфорта, если бы у нас было больше времени привыкнуть, однозначно, смогли бы добиться большей уверенности и скорости. Честно говоря, мы были удивлены тем, как легко адаптироваться к рулю с более коротким ходом.

 

Lexus RZ 2023

Lexus RZ 2023 Тесты

 

Настоящее волшебство заключается в плавном изменении соотношения One Motion Grip «на ходу». Мы думали, что возможно будут сложности с вождением, так как будет непонятно, насколько автомобиль изменит направление движения при заданном повороте руля, но вместо этого мы летели по треку, почти не ощущая дискомфорта. Входя в поворот, One Motion Grip Lexus резко и точно поворачивал с очень небольшим движением рулевого рычага, и хотя движение штурвала было меньше, чем при использовании традиционного руля — особенно в поворотах с малым радиусом — движение также ощущалось совершенно естественным и интуитивным. Это было не сложно.

 

Lexus RZ 2023

Lexus RZ 2023 Тесты

 

Если только специально не провоцировать его, то есть. На нескольких прямых трассах мы попробовали резко дернуть руль, как это мог бы сделать водитель, если бы обнаружил занос на встречную полосу. Система правильно интерпретировала это как панический маневр и выдала приглушенную реакцию руля. Великолепно.

Обратная связь была достойной — рулевое управление было немного тяжеловато, но не было ни мертвой точки по центру, с которой мы сталкивались на некоторых Тойотах, ни дерганья при смещении центра. Это нас удивило, как нам сказали, система фильтрует обратную связь рулевого управления, устраняя резкую отдачу, и автоматически компенсирует поперечный ветер, наклон дорожного покрытия и другие условия, при которых водителю обычно приходится вводить некоторую коррекцию рулевого управления. Поскольку система рулевого управления выполняет столько рутинной работы, было ожидание, что ощущения будут скучными, как от аркадной игры, но на самом деле обратная связь ощущается в соответствии с ситуацией. Конечно, езда по гладкому треку не дает полноты ощущений, нужно дождаться серийного автомобиля, чтобы узнать, как One Motion Grip справляется с неровностями дороги и будет ли изменение передаточного числа более заметным в обычных условиях.

Парковка и занос с системой One Motion Grip

Чтобы испытать характеристики системы на низкой скорости, мы прошли трассу с конусами и крутыми поворотами, которые требовали полного угла поворота руля. Единственный раз, когда система One Motion Grip почувствовала себя неловко, это когда вы приблизились к точке полной блокировки: RZ сильно увеличивает угол поворота руля на последних нескольких градусах хода рычага, и кажется странным, что коэффициент поворота меняется так быстро. Однако с этой странностью можно смириться, особенно если учесть, что полный угол поворота руля нужен только на очень низких скоростях (и вообще, насколько часто вы выкручиваете руль до упора?), и он превосходит все те манипуляции, которые требовались в RZ с обычным рулем (или в Tesla Model S с его непродуманным рычагом).

 

Lexus RZ 2023

Lexus RZ 2023 Тест

 

Наконец, на площадке со скользкой поверхностью, мы проехали слалом из трех конусов с отключенной системой контроля устойчивости, целью которого было заставить автомобиль уйти в занос, а затем выровняться. С помощью штурвала было легче вывернуть зад (и, если слишком увлечься, закрутить машину), чем с помощью обычного рулевого колеса, но также было гораздо легче вернуться в исходное положение. Поскольку рулевая колонка исключает необходимость перебирать руками, мы без проблем получили все необходимые углы поворота руля. У вас никогда не будет отговорок о неудачном выходе из заноса из-за того, что вы не смогли достаточно быстро перебирать руками.

 

Lexus RZ 2023

Lexus RZ 2023 Штурвал вместо руля

 

Наша самая большая претензия — сам штурвал

Если и есть претензии к системе, так это к самому штурвалу. На трассе чувствуешь себя странно, когда руки зафиксированы в положении «девять и три», поскольку есть привычка переставлять одну руку на более резких поворотах (что, очевидно, не нужно или невозможно при использовании штурвала). При быстрой езде в поворотах лучше всего перенести вес на заднюю часть тела, легкие руки обеспечивают лучшую обратную связь. Из-за формы руля и усилий, необходимых для его поворота, было довольно сложно снять нагрузку с рук. Возможно, это просто психологический фактор, но руль, похоже, требует более жесткого хвата, чем обычный руль, и не было никакой возможности избежать того, чтобы не ухватиться за него, как  утопающий за круг, из-за чего руки разболелись уже через полчаса. Есть надежда, что просто нужна привычка, чтобы перестать вцепляться в руль, как в последний раз.

А потом был неловкий момент, когда впервые садишься в RZ и тянешься к несуществующему рулю для баланса, я чуть не упал лицом на центральную консоль. К счастью, никто не видел, и я сделал вид, что этого не было).

 

Lexus RZ 2023

Lexus RZ 2023 Тесты

 

Возможно, штурвал — это не будущее, но подстраивающееся рулевое управление — это будущее

Больше всего поразила разница между подходом Lexus к рулевому штурвалу и подходом Tesla. Илон Маск и его команда создали новинку, которую многие сочли в конечном итоге относительно бесполезной. Но Lexus действительно продумал все нюансы использования руля и разработал систему рулевого управления, чтобы в полной мере использовать потенциал, который дает штурвал.

 

Lexus RZ 2023

Lexus RZ 2023

 

Конечно, вы можете возразить, что рулевое колесо Lexus One Motion Grip решает проблему, которой нет. Рулевые колеса прекрасно работают еще со времен Model T. И мы пришли к выводу, что штурвал менее удобен, чем колесо из-за своей формы. Это подводит нас к сути нашей истории: мы бы хотели попробовать систему Lexus One Motion Grip с обычным рулевым колесом. Сам по себе штурвал может быть не более чем новинкой в дизайне, но система рулевого управления, которая минимизирует движения, мгновенно и интуитивно подстраиваясь под постоянно меняющиеся условия? Это блестящее инженерное решение, которое может изменить вождение к лучшему.

Подписывайтесь на нас: ВКЯндекс ДзенRUTUBEПульс, Телеграмм



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться