Может ли антифриз испариться?
Многие автолюбители периодически замечают снижение уровня антифриза в расширительном бачке. При этом система охлаждения в порядке.
Закономерен вопрос — может ли антифриз испаряться из расширительного бачка?
Что бы узнать, проведем один очень интересный эксперимент. Если антифриз испаряется, то как это происходит. Ведь система охлаждения ДВС у нас практически и герметична. Когда уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке понизился. Можно ли добавлять дистиллированную воду или только антифриз?
Давайте разбираться. Антифриз состоит из этиленгликоля, пропиленгликоля, глицерина и дистиллированной воды. В совокупности это 80 %. При этом из этих 80 % дистиллированная вода занимает 60 %. Ну и оставшиеся 20 % это присадки и красители. Соответственно дистиллированная вода у нас может от высоких температур испаряться. И это нормально. То есть если вы откроете антифриз, поставите его на жару, он у вас банально испарится.
Провели эксперимент.
Давайте посмотрим на один проведенный эксперимент. На улице было 30 градусов тепла. Взяли два вида антифриза G-11 и G-12. Разлили в две одинаковые емкости антифризы. Оставили их открытыми на 8 часов. По истечении этого времени, смотрим. В одной емкости уровень антифриза уменьшился на 10 мм, а в другой на 8 мм. Факт испарения неоспорим. То есть из антифриза испаряется вода.
Крышка с клапаном, как спасение.
Но многие скажут, как же так, система охлаждения замкнута, можно сказать герметична. Не может он же просачиваться сквозь шланги, радиатор или расширительный бачок. Так говорят в основном новички. Опытные водители, думаю, все знают. В общем, система у нас не на 100 % герметична. Когда вы запускаете двигатель своего автомобиля, он разогревается до 100 градусов. Давление внутри системы охлаждения растет соответственно жидкость расширяется. Давление увеличивается, а также расширяются шланги, бачок с антифризом, радиатор и так далее. По всей логике все это должно лопаться, рваться. Чтобы это не происходило, производители придумали крышку с клапаном для расширительного бачка.
Это крышка с клапаном высокого и низкого давления. Она при высоком давлении открывается и сбрасывает излишки давления. Это как раз и есть водяные пары, выкидывающие энное количество влаги из-под крышки. Давление в системе после этого восстанавливается. От этого и падает уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Чем жарче у вас погода, тем быстрее прогревается двигатель, тем чаще открывается этот клапан. Но, если у вас погода не такая жаркая, например, неделю стояла жара. Потом пошли дожди то уровень у вас будет всегда стоять примерно на одном уровне.
Как это происходит?
Почему такое происходит? Есть люди, которые проживают в дождливых регионах или где постоянно холодно. Некоторые из них замечают, что уровень в бачке даже поднимается. Почему такое происходит? Все тоже очень легко объясняется. Когда вы приехали домой, заглушили двигатель и система у вас начала остывать. Тогда у вас наоборот, начинают сужаться шланги радиатора, расширительный бачок. Чтобы, опять же, они не повредились, клапан крышки снова открывается и засасывает воздух снаружи. А если у вас идут дожди, то еще и влажный воздух. То есть, то количество влаги, которое ушло с горячим воздухом, то и пришло с холодным воздухом. Поэтому уровень в бачке плюс минус все время одинаковый. Если у вас погода постоянно дождливая, то засасывать влаги может больше. Соответственно уровень в бачке может быть немного выше.
Мотор, одна из причин.
Еще одна причина испарения антифриза – это модель двигателя. Допустим, у кого-то уровень охлаждающей жидкости всегда стабильно находится на определенной отметке. У кого-то там каждый месяц на 100 грамм падает. Автовладелец вынужден постоянно добавлять антифриз, чтобы восполнить потерю. Почему так происходит? Одна из основных причин связана с мотором автомобиля. Мотор у нас может быть с чугунным блоком или с алюминиевым. Чугунный блок прогревается очень плохо. Даже в жару при полном прогреве температура достигает 90 – 95 градусов. Соответственно нет высокого давления, при котором срабатывает клапан в крышке расширительного бачка. В связи с этим уровень находится на одном месте.
Если у вас стоит алюминиевый блок, двигатель прогревается моментально, особенно, если на улице стоит жара. Теплообмен там сумасшедший, то есть он очень быстро прогревается. Клапан у вас открывается и водяные пары выходят. Так что давление в системе очень сильно зависит и от блока двигателя. Еще в чугунном блоке меньше каналов для охлаждения, чем в алюминиевом. Он и так хорошо охлаждается. В алюминиевом блоке, много каналов, соответственно это все дело быстрее омывается. Быстрее разогревается и быстрее открывается клапанная крышка.
Количество антифриза на старых моторах могло быть 8 и 9, а то и 10 литров. На современных 4 – 5 литров. Сейчас производители стремятся к снижению количества антифриза, необходимого для охлаждения. Чтобы вес двигателя был меньше, соответственно расход топлива будет меньше. Все это идет к какому-то непонятному снижению веса ради экономии всего.
Еще одна причина.
Еще одна причина — радиатор. Вес радиаторов раньше был огромным, радиаторы были массивными, рассеивали тепло очень хорошо. Сейчас радиаторы какие-то смешные, которые рассеивают тепло не так эффективно, как старые модели. Соответственно антифриз быстрее прогревается, соответственно крышка часто открывается и сбрасывает пары. Так же есть термостаты, так называемые горячие и холодные. Многие ставят горячие термостаты, чтобы зимой автомобили прогревались быстрее. А если у вас на улице жара, то ДВС будет прогреваться молниеносно. Что приводит, опять же к открытию клапанной крышки и потере уровня антифриза. Так что причин падения уровня может быть много. А также, к примеру антифриз G-11 испаряется сильнее чем G-12. А G-13 испаряется еще меньше. Так как в него добавлены присадки, не выпускающие влагу в окружающую среду.
Можно ли добавлять дистиллированную воду?
И последний вопрос. Можно ли добавлять дистиллированную воду вместо антифриза, когда упал уровень охлаждающей жидкости. Ведь, по сути, она у нас испарилась? В принципе делать это можно. Но если вы живете в каком ни будь там южном регионе. Где у вас там зима максимум -10 градусов. Но, если вы живете в каком-то северном регионе. Где у вас мороз минус 40 минус 45 градусов, вы просто понижаете нижний порог.
Можете сказать: «вот у меня столько-то воды испарилось, я почти столько же добавил». Не столько же, друзья. Вы можете добавить чуть больше, на пятьдесят, сто грамм. Тем самым на 2-3 или 5 градусов понизить и качество нижнего порога. То есть она будет замерзать не в -45, а в минус 40. Этого будет достаточно, чтобы разморозить ваш ДВС. Также вы понижаете и верхний порог. Многие современные антифризы они кипят при плюс 105 — 110 градусов при атмосферном давлении. Это делается для того, чтобы использовать высокотемпературных движках таких как ECOTEC, OPEL JM. Они работают вообще с температурой 105 – 110 градусов.
Если вы добавите дистиллированной воды, то понизите и верхний порог. Дальше, снижаете защитные свойства присадок, будет быстрее образовываться коррозия каналов системы охлаждения. Присадки будут работать не так эффективно. Потому что воды будет больше, и водная среда будет коррозировать, а также ухудшится смазка антифриза. Смазка антифриза смазывает помпу и термостат. Причем делает это достаточно эффективно. Если вы добавите больше воды. Соответственно смазка, хоть и остается, но она становится не такой эффективной. Тогда помпа и термостат прослужат вам меньше по времени, чем должны были бы.
Мы вам советуем купить такой же антифриз, который был у вас залит в расширительный бачок и заливать его, а не дистиллированную воду.