Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил правительству разрешить «Автодор-лизингу» («дочка» госкомпании «Автодор» и «Газпромбанка», ГПБ) льготные закупки российской и иностранной спецтехники.
В качестве источника финансирования закупок предложено использовать дополнительные доходы от повышения утильсбора. По подсчетам Минпромторга, такие доходы превысят 55 млрд руб. в 2023-2025 гг.
По мнению РСПП, мера позволит «обеспечить инфраструктурное дорожное строительство необходимой техникой и поддержать отечественных машиностроителей, в том числе стимулируя перспективные разработки в целях импортозамещения».
РСПП предлагает правительству докапитализировать из бюджета программу льготного лизинга для финансирования лизинга российской спецтехники через «Автодор-лизинг». На эту программу в 2022 г. предусмотрено 2 млрд руб.
По оценке РСПП, 90% доходов от взимания утильсбора целесообразно направить на субсидирование закупок российской техники, а 10% – на прямую поддержку ее производителей.
«Направление доходов от индексации утильсбора целевым образом на субсидирование приобретения дорожно-строительными компаниями техники российского производства поможет решению задач импортозамещения и защиты национального производителя.
В противном случае рост утилизационного сбора приведет к некомпенсируемому повышению стоимости зарубежной строительно-дорожной техники, что обернется для дорожных строителей очередным ростом издержек и сокращением прибыли», – отмечает РСПП.
Повышение утильсбора на некоторые виды дорожно-строительной техники произойдет с 1 января 2023 г. Размер сбора повысят, поскольку Минпромторг отмечает «значительное увеличение доли техники из Китая, которое происходит в том числе за счет агрессивной ценовой политики китайских производителей».
Компания «Автодор-лизинг» создана в июне для обновления парка дорожно-строительной техники при содействии государства.
Правительство запустило в мае программу льготного кредитования закупок «Автодор-лизингом» импортной дорожно-строительной техники, финансирование программы увеличено с 30 млрд руб. до 120 млрд руб.
Потребность в дорожно-строительной технике на ближайшие три года составляет 31 тыс. единиц. «Существенные объемы могут быть закрыты предприятиями отечественного машиностроительного комплекса. В то же время ряд номенклатур дорожно-строительной техники – широкозахватные гусеничные асфальтоукладчики, ресайклеры, дорожные фрезы – не имеют российских аналогов», – отметил «Автодор».